БОГ СОЗДАЛ СОБАКУ, ЧТОБЫ ОНА ЛЮБИЛА ЧЕЛОВЕКА.
БОГ СОЗДАЛ КОТА, ЧТОБЫ ОН УЧИЛ ЧЕЛОВЕКА
В древних землях далекой земли, в песках пустыни, ученые обнаружили совершенно незнакомое им издание Книги Бытия. Вот что в ней было написано.
...И сказал Адам Богу: - Боже, когда я был в саду, ты каждый день гулял со мной. Теперь я тебя не могу видеть каждый день и постепенно забываю о глубинах твоей любви ко мне. Я одинок.
И ответствовал ''Бог: - Не вопрос, парень! Я создам для тебя приятеля, который всегда будет с тобой и явится воплощением моей любви к тебе. Невзирая на твои капризные, детские, эгоистические требования, этот приятель примет тебя таким, какой ты есть, и будет любить тебя, как люблю тебя я.
И сотворил Бог новое животное, чтобы оно всегда и во всем было верным другом Адаму. И это было хорошее животное. И возрадовался Бог.
И возрадовалось новое животное. Оно было радо всегда находиться подле Адама. Оно всегда дружелюбно виляло своим хвостом. И сказал Адам: - Боже! Я уже дал имена всем животным на земле, и все хорошие имена кончились. Я не могу придумать, как назвать это новое животное.
И сказал тогда Бог:
- Не вопрос, парень! Раз уж я создал это животное, чтобы оно являлось отражением моей любви к тебе, пусть и его имя будет отражением моего имени (по-английски "Бог" - "GOT", а "собака" - "DOG"). Нарекаю я его Собакой.
И жила Собака вместе с Адамом, и была она человеку верным другом и помощником. И Адам был доволен. И Бог был доволен. И Собака была довольна. И виляла она хвостом. ''
Но вот однажды к Богу явился Ангел и сказал: - Боже, если бы ты видел, что стало с Адамом! Он преисполнился гордыни. Он ходит, как павлин, выпятив грудь вперед. Он считает, что он достоин поклонения и боготворения. Собака научила его этому, постоянно виляя хвостом перед ним и прислуживая ему. Собака вбила ему в голову, что он достоин обожания, но никто не доказал ему обратного.
И сказал тогда Бог: - Не вопрос, парень! Я сотворю ему еще одного приятеля, который постоянно будет с ним, и который будет воспринимать его таким,, какой он есть. Этот приятель будет нашему Адаму периодически напоминать, что он не пуп земли и может обойтись без излишнего обожания.
И создал Бог Кота. И Кот не обращал никакого внимания на Адама и не подчинялся его приказам. Каждый раз, когда Адам заглядывал в бездонные глаза Кота, он понимал, что он, Адам, вовсе не центр Вселенной и не царь природы.
Вот так Кот сбил спесь с Адама. И Бог был доволен. И Адам уяснил себе этот урок. И Кот. А впрочем, Коту было абсолютно все равно.
КОШКА В ПЕРСПЕКТИВЕ ИСТОРИИ
Кошка великая
Несмотря на то, что кошки издревле жили на просторах Европы, Азии и Америки, их родиной все же считается Африка.
Египтяне впустили в свои жилища дикую нубийскую степную кошку, которая была одомашнена примерно шесть тысяч лет назад в Северной Африке.
Нубийская кошка вряд ли пришлась бы нам по вкусу. Она была короткошерстная, с острой мордочкой, тощим телом и небольшими округлыми ушами.
Нубийские кошки славились своими мышеловными способностями. Красота и изящество этих зверьков в сочетании с их охотничьими качествами, очевидно, и стали предпосылкой их обожествления.
Кошки царили и правили в Древнем Египте. Баст (Бастет) - богиня любви, плодородия, материнства, женского начала - изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Наверное, египтяне мало ошибались, отождествляя женскую чувственность и материнство именно с кошкой. Кто еще из живых существ с таким откровенным артистизмом умеет выражать свои желаниями Кто еще так заботится о своих детенышах.
Ночной образ жизни, способность мгновенно исчезать и столь же неожиданно появляться, бесшумность "походки" наделяли кошек сверхъестественной силой. А расширение и сужение кошачьих зрачков рассматривались как символика убивающей и растущей Луны, что сделало это животное также сим волом Луны. Кстати, богиней Луны считалась и Баст.
Великий историк Геродот оставил следующее свидетельство: "Когда кошки умирают, их помещают в святилище из камня, там бальзамируют и потом хоронят в Бубастисе. Собак же каждый хоронит в своем собственном городе".
В 1860 году в Египте, недалеко от города Бени-Хасана, археологи обнаружили кошачье кладбище, где было похоронено 180 тысяч кошек, многие из которых лежали в ящичках, изготовленных из золота или серебра и украшенных драгоценными камнями. Сухая земля и климат этих мест способствовали тому, что трупики кошек сохранились почти неизменными. Можно было даже определить, какого цвета была их шерсть. , Траур по кошкам справляла вся семья хозяев: в знак этого несчастья сбривали брови и подрезали волосы. А уж убийство кошки считалось одним из самых тяжких преступлений. Даже нечаянное убийство божественного животного каралось смертью
Если загорался дом египтянина, хозяин в первую очередь старался спасти кошку, а потом уже вынести имущество и погасить пожар. Вспомните пословицу: "носится, как угорелая кошка" и представьте себе, как нелегко было отыскать зверька в пылающем доме. Согласно преданию, египтяне из-за. кошек проиграли сражение персам в 525 году до н.э. Персидский царь Камбиз, готовясь напасть на египетский город Пилузу, приказал изловить в его окрестностях как можно больше кошек. Воины пустили часть кошек впереди себя, остальных взяли на руки вместо щитов.
И пошли в наступление. Египтяне не стали сопротивляться: ведь в пылу боя можно было убить священных Животных. Египетское войско отступило и сдало город.
Еще задолго до того, как была написана знаменитая "Книга мертвых", один из самых главных богов египетского пантеона Ра, символизировавший Солнце, стал превращаться в "Великого Кота". Под таким именем он выступает в священной книге.
Поединок бога Ра со змеем тьмы художники рисовали так: одной лапой кот придавил голову змеи, другой держит большой нож.
Когда умирал знатный египтянин, для его путешествия в загробный мир в гробнице оставляли любимые вещи, среди которых обязательно была мумия кота и несколько мышей, чтобы кот не голодал во время путешествия. Возможно, этому обычаю следовали люди, хоронившие Тутанхамона. В его погребальном имуществе найдены горшки, браслеты, пудреницы, кольца, украшения с фигурками или силуэтами кошек.
Но кошка олицетворяла не только грустные события человеческой жизни. Каждую весну в городе Бубастисе, считавшемся родиной богини Баст (сестры Ра), совершались празднества, посвященные плодородию. Люди веселились, приносили щедрые жертвы богине, а потом ждали нового урожая. А помогал им сохранить дары природы и человеческого труда маленький хищный зверек.
Кошка полосатая
В мусульманской мифологии считается, что кошка родилась в Ноевом ковчеге от чихания льва. В другом варианте этого мифа дело обстояло не столь непорочно. но. Шустрой обезьяне наскучило длинное и однообразное плавание. И эта обезьяна стала заигрывать с львицей. От их любви и появилась кошка.
Как бы ни появилось это удивительное животное, но именно оно спасло пророка Магомета от змеи, за что пророк и погладил кошку по спине. Так появились полоски на кошачьей шкурке. Они представляют собой не что иное, как следы пальцев пророка.
Вообще же Магомет так любил этих животных, угона Востоке его назвали "отцом кошек". По преданию, именно пророк научил кошек всегда падать на лапы н отвел им постоянное место в раю. А когда одна из кошек заснула на его халате, а пророк хотел уйти, то он отрезал полу халата, на которой спал зверек, чтобы не потревожить его сон.
Еще один мусульманин, арабский султан Эль-Дахер-Бибарс, храбрый и жестокий, ненавидел людей; но обожал кошек, Он завещал им в окрестностях Каира необъятный фруктовый сад, оставил огромные богатства на их содержание. В течение нескольких столетий в этих владениях обитало великое множество кошек. А между полуднем и закатом солнца - в часы кормления - в "кошачий сад" сбегались кошки со всего города.
Вообще же, по свидетельству Плиния, арабы обожали золотистых кошек - прародительниц современных абиссинских.
Кошка бойцовская
Воображение китайцев поражала способность кошки падать на четыре лапы. Китайский врач Хуа-Дэ, основоположник системы "и цзинь чжи", вошедшей в III веке в основу китайской национальной борьбы, наблюдая за этими животными, сделал одним из методов своей системы, "стиль тигра". Он добился того, чтобы движения борцов были быстрыми, вертлявыми, выполнялись в узкой стойке и со сжатыми кулаками.
Кошка мистическая
В восточных гороскопах "Кот" - мистический и магический знак. Правильнее было бы называть год Кота годом Кошки, поскольку особенно подходит он для женщин. В год Кота родились такие окутанные тайной великие женщины, как королева Виктория, Елена Блаватская, Елена Рерих.
О знаке Кота в энциклопедии знаков и символов Джона Фоли сказано следующее: "Знак добродетельности. Один из самых женских знаков. Восприимчив, методичен, грациозен, чувствителен, сентиментален, с хорошим чувством юмора, изобретателен, холоден, дипломатичен, выдержан, не тратит зря денег. Коты не любят шумных сборищ и компаний, создают долгие и устойчивые отношения партнерства, хорошо понимают детей и терпеливы с ними. У Котов также хорошее чувство опасности, они бескомпромиссны, стремятся держаться как можно дальше от какой-либо угрозы. Лучшими компаньонами для Котов, кроме других Котов, являются Змеи, Лошади и Собаки".
Кошка отпугивающая
В Японию кошки попали из Китая. Они ценились очень высоко, а потому держать их могли только очень богатые люди. Простые мастера шелковых дел для отпугивания крыс вынуждены были пользоваться керамическими статуэтками кошек.
Госпожа кошка
В средние века знаком особого расположения вельможи к министру считалось подношение ему в подарок кошки, выращенной в императорском дворце.
Недаром великолепная писательница Х века Сзй-Сенагон оставила такое свидетельство: "Госпожа кошка, служившая при дворе, была удостоена шапки чиновника пятого ранга, и ее почтительно титуловали госпожой Мебу. Она была прелестна, и государыня велела ее особенно беречь. Вряд ли госпожа Мебу ловила мышей. Скорей всего она, как и ее высокородные хозяева, попивала молоко из золотой чашечки".
Кошка античная
Кошка попала в Европу в далекой древности. Впервые о ней упоминал Плутарх еще в 1 веке до нашей эры. Но античные греки не восприняли египетского культа кошки. Поскольку кошек запрещено было вывозить из Египта, они попали в Грецию прежде всего как редкие экзотические животные. Борьбой с грызунами в античном мире занимались ручные хорьки, ласки, горностаи и каменные куницы.
И все же кошка удостоилась чести войти в греческую мифологию. Покровительница охоты богиня Артемида взяла ее под, свою защиту.
Уже в в. нашей эры кошки, как показывают археологические исследования, обитали на всей территории Римской империи. Палладий рекомендовал использовать домашнюю кошку по прямому назначению - для защиты огородов от мышей. Когда появились христианские монастыри, то единственным животным, которое разрешалось там держать, была кошка.
Кошка - мореплавательница
А в Византии кошек держали на торговых кораблях с середины первого тысячелетия нашей эры. Если в пути товар повреждали крысы, а капитан не имел на борту кота, то согласно договору он должен был возместить владельцу нанесенный ущерб.
Кошка божественная
Древние германцы тоже поклонялись кошке, как и египтяне. В скандинавской мифологии она олицетворяла богиню любви, красоты и материнства Фрейю.
Кошка воинствующая
После завоевания римлянами Британии кошка появилась и там. У скоттов она олицетворяла такое, казалось бы, не присущее ей качество, как воинственность. Гербы многих знатных шотландцев были украшены изображением кошки. Название графства Кейтнес переводится как "Кошачье".
Кот-профессионал
В Х веке на Британских островах действовал специальный свод законов Уэльса Холла Доброго, определявший стоимость домашней кошки и наказывавший за жестокое с ней обращение или убийство животного.
Существовала четкая градация: за котенка, еще не приученного ловить мышей, - один пенс, за взрослого кота - два пенса; кот-профессионал оценивался в четыре пенса - почти как ягненок. Если кошку продавали, то оговаривались ее товарные качества: она должна была хорошо видеть и слышать, прилежно -воспитывать котят, не поедать их и не очень часто требовать кота. В случае, если вскрывался изъян, покупатель мог вернуть себе треть уплаченной суммы.
За убийство или кражу кошки преступник нес следующее наказание: убитое животное вешали за хвост, а виновный должен был засыпать кошку пшеницей так, чтобы вся тушка полностью была покрыта зерном. И зло было оправдано, ведь одна кошка за день могла уничтожить дюжину мышей или трех-четырех крыс.
Кошка адская
Но не всегда европейским котам и кошкам жилось беззаботно...
История способна на странные и страшные гримасы. Не пощадила она и кошку, превратив божественное животное в исчадие ада.
Гонение на кошек началось в средние века, когда католическая церковь пошла в открытое наступление на еретиков.
Животные, почитаемые ранее, не могли не попасть под подозрение. А ведь кошка во многих культурах олицетворяла языческие божества.
И вот с церковных амвонов зазвучало: "Ведьмы превращаются в черных кошек, чтобы под покровом ночи творить темные дела и венчаться с бесом".
В 1484 году Папа Иннокентий VIII сказал о кошках такие нелестные слова: "Языческие звери, состоящие в сговоре с дьяволом". А французский монах Пьеро ле Луйе писал в те времена: "Нет такого четвероного зверя, вид которого не принял бы дьявол". Но почему-то с особым удовольствием ведьмы превращались в кошек.
Во времена охоты на ведьм с ними старались расправиться, в каком бы обличье их ни застали: в человечьем или кошачьем. Кошек жгли, пытали, закапывали живыми в землю.
Существовали определенные дни, когда объявлялись всеобщие облавы на кошек. Так, во Фландрии несколько сотен лет подряд действовал закон "О кошачьей среде". Раз в году в эту злосчастную среду городских кошек ловили и сбрасывали с высоко~ башни.
Светящиеся в темноте глаза, бесшумная походка.. Не адские ли приметы? Следуя подобной логике, суды инквизиции осуждали на смерть тысячи живых существ.
Во Франции в ХVII веке получил известность судебный процесс, когда предали казни осужденную за убийство женщину. Ее заточили в железную клетку которую подвесили над медленным огнем. По приговору суда участь убийцы разделили 14 ни в чем не повинных кошек.
Кошка магическая
А в Англии во время коронации Елизаветы (ХVI век) по улицам пронесли изображение папы римского и предали его сожжению вместе с несколькими кошками. Очевидно, порвавшая с католицизмом англиканская церковь унаследовала от него неприятие этого зверька.
Справедливости ради отметим, что кошек действительно использовали в магической практике.
Так, в разделе "Деревенская магия" книги Доктора Папюса "Черная и белая магия" читаем: "Должно отыскать черную кошку, у которой
На главную
|